1−2 мая в Сан-Франциско пройдёт первая выставка-конференция, посвящённая так называемым нейроиграм (neurogaming). Организатор мероприятия, учредитель Neurotechnology Industry Organization, автор книги «Нейрореволюция: как наука о мозге меняет наш мир» (The Neuro Revolution: How Brain Science is Changing Our World) Зак Линч (Zack Lynch) считает, что в ближайшие пять лет игры будут совсем другими благодаря появлению новых, недорогих датчиков, увеличению вычислительной мощности и расширению пропускной способности.
Самое интересное в том, что, по его словам, все требующиеся для этого технологии уже есть, и 2013-й станет годом их объединения для создания основ нейроигровой индустрии будущего. Как говорил Уильям Гибсон, автор «Нейроманта», «будущее уже здесь, просто оно пока неравномерно распределено».
Нейроиграм нужно много знать о человеке: сердечный ритм, мозговые волны, степень расширенности зрачка, положение тела и рук, изменение эмоционального состояния. Они сочетают в себе технологии дополненной и виртуальной реальности, а также системы тактильного восприятия. Зачем? Чтобы игровой процесс (и, соответственно, ощущения от него) был максимально реалистичным, конечно же.
В статье, которую публикует сайт VentureBeat, г-н Линч отмечает, что возможности игрока всегда ограничены возможностями контроллера. На что мы способны сегодня? Ну, ходить, прыгать, на что-то нажимать, стрелять. Сравнительно недавно стали появляться системы, отслеживающие наши движения и жесты (Wii, Move, Kinect), и это только начало. Уже разработан контроллер Razer Hydra с шестью осями, который позволяет перемещать объекты в трёхмерном пространстве в играх вроде Portal 2.
При этом цены на подобные вещи падают, а датчики движения всё активнее проникают в игровую индустрию (например, производства компании Leap Motion), регистрируя всё более мелкие жесты и даже мимику.
Дальше — больше. Компании Neurosky и Emotiv выпустили первый контроллер на основе электроэнцефалографии, который регистрирует сигналы мозга и позволяет управлять происходящим силой мысли или сменой выражения лица. Например, игрок может разбить камень, сосредоточившись на нём, или отпугнуть врагов, скорчив страшную рожу. Пока эта технология, конечно, находится в зачаточном состоянии, но ею начинают интересоваться всё больше и больше фирм: InteraXon, Personal Neuro Devices, NeoComimi и другие внедряют ЭЭГ-датчики в самые разнообразные приложения.
Другая важная часть нейроигр — голос, будь это простая связь между игроками или управление голосом, как в Mass Effect 3. Например, датчики, улавливающие нюансы интонации, повлияют на то, как ваши подчинённые отреагируют на ясный, казалось бы, приказ.
Ещё одна захватывающая воображение область — эмоции. По данным одного из опросов, две трети игроков мечтают о том, чтобы игры будущего сравнялись или даже превзошли по эмоциональному накалу книги, фильмы и музыку. Представьте себе, что окружающие персонажи (в том числе враги) реагируют на ваш страх или ярость! Для этого можно отслеживать мимику игрока, изменение проводимости кожи и движения глаз. Следите за компаниями SMI Vision, iMotions и Affectiva с их технологиями Affdex и QSensor. Крупные разработчики вроде Valve и Activision Blizzard тоже интересуются этим направлением, но главными новаторами остаются небольшие компании: Thatgamecompany, GameFace.Me, Bagooba.
А британская фирма Foc.us решила воспользоваться технологией нейростимуляции, с помощью которой в американской армии обучают снайперов: в нужный момент мозг получает мизерный электрический импульс, заставляя нажать на спусковой крючок. Страшно представить, что за такое готовы отдать поклонники сетевых шутеров, не говоря уже о «киберфизкультурниках»! Компании Lumos Labs и Advanced Brain Monitoring одновременно разрабатывают игровые обучающие системы, основанные на новейших достижениях нейрофизиологии. Intific открывает ПО для когнитивного моделирования более широкому кругу пользователей, в том числе игровой индустрии, а стартап Neurotrek создаёт систему на основе ультразвуковой стимуляции. Что из этого выйдет, пока трудно сказать.
Наконец, в стремлении к лучшим играм разработчики прибегают к поведенческому анализу. Например, Riot Games планирует таким образом снизить количество троллинга в League of Legends.
Что касается визуальной стороны дела, то мобильные и плоские экраны скоро станут вчерашним днём. Достаточно вспомнить хотя бы очки дополненной реальности Project Glass корпорации Google. По сути, это головной дисплей с голосовым и сенсорным управлением, который при этом не мешает видеть окружающий мир.
Виртуальная реальность не отстаёт. Disney Research предлагает специальные перчатки и сиденья. Vybe Haptic Gaming Pad (см. видео ниже), созданный специально для Marvel Avengers, позволяет почувствовать крутой поворот или падение с холма.
Нет сомнений, что первые шаги на широком видеоигровом поприще будут робкими, неловкими, многих они разочаруют. Чтобы сделать начальный период как можно более коротким, г-н Линч и придумал NeuroGaming Conference and Expo.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах