АРМАДА
Герой сетевых медиа: традиции и особенности
Новая тема Написать ответ

Sender
V.I.P.
Зарегистрирован: 19.05.2006
Сообщений: 3806
Обратиться по нику
# Добавлено:Вс Окт 30, 2011 2:37 pmДобавить в избранноеОтветить с цитатой
Как и любое информационное поле, сетевое пространство рождает медиаобразы. Интернет «густо населён» различными персонажами, которые развиваются, взаимодействуют друг с другом, а порой и преодолевают границы «виртуальной реальности». Иногда создаётся впечатление, что они формируются и живут по собственным законам, независимо от своих создателей. Возникают вопросы: какой герой рождается в сетевом медиапространстве, каковы закономерности его формирования и есть ли у него принципиальные особенности?

Представляется, что при ответе на эти вопросы следует учитывать два фактора, оказывающих влияние на конечный продукт сетевых медиа. Первый состоит в том, что, по мнению профессора Калифорнийского университета и создателя журнала «Медиапсихология» Йо Грёбеля, считающегося «гуру» Интернета в Германии, сегодня наблюдается смещение рыночной площади в Интернет-пространство. Следовательно, многие особенности информации, циркулирующей в сети, восходят к так называемой «площадной традиции». Второй определяется влиянием современных технологий и характерными чертами «информационной эпохи».

Так, на стыке традиций и современности рождаются новые герои, обладающие рядом специфических характеристик.

Сетевые медиаобразы обладают особой эмоциональной насыщенностью. В этом смысле их можно считать прямыми наследниками героев рыночных площадей. Впрочем, и сам Интернет, по выражению Глеба Павловского, «прямо наследует охлократиям древности, где царила сплетня высокого накала и распоряжалась решениями избирателей». Угроза иррациональных выплесков, о которой говорили многие теоретики демократии, в наши дни приходит именно со стороны виртуального пространства. Именно здесь разрушаются все иерархии, именно здесь всецело господствует массовое сознание. Кроме того, многие люди используют Интернет именно для выражения и обмена эмоциями по поводу событий и героев из реальной жизни, и ресурсы сети способствуют увеличению эмоционального накала.

Герои сетевого пространства, как правило, имеют резко позитивную или резко негативную (что чаще) окраску. Можно говорить о рождении своеобразной сетевой мифологии, со своими героями и антигероями, со своей картиной мира. В этом смысле показательны и некоторые распространённые сюжеты. Например, образ известного в сети оппозиционера Алексея Навального создан как типичный образ «народного героя-заступника», практически в одиночку борющегося с несправедливостями существующего порядка.

К слову, упомянутый медиаобраз хорошо иллюстрирует ещё одну характерную черту Интернет-персон. Сетевой герой (особенно положительный) чаше всего говорит на языке толпы. Интернет-пространство не очень-то признаёт иерархии, и его лидеры скорее представляют собой его «образцовых» обитателей.

Другая особенность, восходящая к особенностям сознания традиционного общества, отголоски которого присутствуют и в современно общественном сознании и естественно проявляются в сети, - это апелляция к тайне. Главным образом, это проявляется в медиаобразах представителей политической власти, которые нередко предстают только как внешнее (и далеко не самое важное) проявление власти как таковой. Такие понятия, как «мировое правительство», «мировая закулиса» и т. д. обсуждаются в сетевых медиа гораздо чаще, чем в традиционных СМИ.

И, конечно, в списке традиционных приёмов нельзя не назвать обращение к комическому эффекту. Наследница смеховой культуры всё тех же рыночных площадей, сеть переворачивает установленную иерархию, смешивает всё и вся, создаёт «антимир». Иногда смех обнажает противоречия реального мира, делает его несовершенство очевидным, иногда упрощает сложные явления жизни, преподносит их как простые развлекательные сюжеты, а иногда даёт возможность каждому почувствовать себя на вершине иерархии через высмеивание тех, кто возглавляет её в действительности. Соединение этих и других причин рождает на свет Владимира «Краба» Путина, президента «Айфончика» и других известных персонажей сетевого пространства.

На формирование медиаобразов также оказывают влияние возможности Интернета как особой «среды обитания» современного человека. Он не только предоставляет пользователям свободу выбора и самовыражения, но и создаёт дополнительные возможности для манипуляции личностью. Правда, и в этом сеть недалеко ушла от рыночной площади. Там тоже нередко присутствовал обман, только технологии изменились.

Интернет создаёт возможность быстро отслеживать изменения вкусов потребителей информации, и на основе этих наблюдений давать им нужный «продукт». Именно так создавался уже упомянутый образ Алексея Навального. В блогах, на форумах и других ресурсах были популярны темы коррупции, злоупотреблений власти и ущемления прав русского большинства. Именно эти темы легли в основу медиаобраза «народного лидера», бросающего вызов всем перечисленным явлениям.

Кроме того, можно выделить ещё несколько специфических черт героев сетевого медиапространства.

Следует отметить то, что слава Интернет-героя, как правило, недолговечна. В данном случае речь идёт именно о тех персонажах, которые приобретают известность именно благодаря сети. Что касается личностей, хорошо известных вне сетевого пространства, они присутствуют там на протяжении всего периода своей активной деятельности. Правда, их сетевые «двойники» могут меняться (так, «Дмитрия "Шмеля" Медведева», сменил «президент Айфончик»).

Герои, чьё поле деятельности представлено главным образом Интернетом, возникают и развиваются по особой схеме. Они появляются и очень быстро приобретают высокую популярность. Вслед за пиком этой популярности в скором времени наступает забвение. Сетевая память достаточно коротка, и жизнь Интернет-героя напоминает вспышку. Яркий пример – майор Дымовский, в 2009 году распространивший видеообращение к премьер-министру Владимиру Путину, где говорилось о коррупции в правоохранительных органах. Тогда его комментировала большая часть Интернет-сообщества, майор получил широкую известность и поддержку, но уже сейчас о нём мало кто вспомнит.

Интернет предоставляет каждому потенциальную возможность стать героем. Для этого надо просто угодить вкусам сетевой публики, привлечь её внимание, может даже шокировать её чем-то (как, например, скандально известная арт-группа «Война», размещающая в Интеренте записи свой акций). Героем здесь может стать каждый, но – ненадолго. Интернет-герой молниеносно появляется, на время объединяет многих в едином эмоциональном порыве, и уходит (как правило, выполнив поставленные перед ним задачи).

Также сетевой герой – это, чаще всего, персонаж без прошлого и без будущего. В Интернете царит вечное настоящее, всё происходит «здесь и сейчас», и потому все остальные подробности оказываются лишними. Яркой иллюстрацией является, опять же, образ Алексея Навального. Это человек с более чем противоречивым прошлым (сведения о нём есть, но они мало кого интересуют) и, главное, без внятной политической программы, направленной на будущее. Всё, что создаёт его образ, - это бесконечно длящиеся скандалы и судебные процессы, но именно это и приковывает к нему внимание сетевой аудитории.

И, наконец, ещё одна особенность сетевого героя состоит в том, что он всё время стремится оторваться от своего реального прототипа. Интернет-персонажи развиваются по законам порождающей их среды, и далеко не всегда связанные с ними подробности и сюжеты справедливы для их «двойников», живущих за пределами сетевого пространства.

Подводя итог, следует отметить, что в Интернете сложились свои законы, по которым формируются медиаобразы. Во многом они повторяют уже давно известные принципы, адаптированные и усиленные новыми технологиями.
http://www.evrazia.org/article/1822
HD Video - верный партнер! Защита от ЭМИ - энергия жизни
Новая тема Написать ответ    ГЛАВНАЯ ~ НОВОСТИ ИНТЕРНЕТА

Перейти:  





Генеральный спонсор



Партнеры