АРМАДА
Экономика совместного потребления
Новая тема Написать ответ

Miss Content
V.I.P.
Зарегистрирован: 05.03.2010
Сообщений: 7881
Обратиться по нику
# Добавлено:Пн Фев 01, 2016 2:04 pmДобавить в избранноеОтветить с цитатой
"Вместе весело шагать по просторам…" — поется в старой детской песенке. Именно на этом принципе основана так называемая экономика совместного потребления. Стремительная уберизация многих сфер бизнеса стала фактом.

Uber, конечно, не был первым. Но именно этот бизнес–проект, который всего–то за пятилетку превратился из мобильного приложения для жителей одного–единственного американского города в глобального монстра с капитализацией более чем $50 млрд (для сравнения: "Роснефть", крупнейшая в мире публичная компания по объему добычи нефти, стоит раза в 1,5 раза меньше), стал не только символом успеха, но и показал, чего может добиться так называемая экономика совместного потребления. Никакой централизации. Никаких посредников. Каждая сторона сама определяет, когда она хочет оказывать или пользоваться услугами. В выигрыше оказываются все, за исключением тех, кто хочет продолжать работать по–старому. Владельцы машин получают дополнительные деньги, жители дешево добираются из одной точки в другую.

Кто–то Uber ненавидит и призывает запретить, гораздо больше ему завидуют, но наиболее продвинутые используют примерно ту же самую схему в других сферах бизнеса. Многие примеры стали уже каноническими. В 2008 году в США начинает свою работу сервис по бронированию квартир и домов Airbnb. Сейчас этот сервис доступен в 190 странах, и каждую ночь им пользуются около полумиллиона человек. Говорят, только в Нью–Йорке оборот Airbnb в 2014 году составил $1,15 млрд.

В том же 2008 году идея распространяется на еще одну область — поиск инвестиций для различных проектов: в Штатах запускается краудфандинговый проект Indiegogo. На нем можно собрать деньги на новый фильм, разработку электроники, старт фотостудии. С его помощью участники собирали суммы по несколько миллионов долларов. Год спустя с аналогичной идеей выступает и другой портал — Kickstarter. Развивается и краундлендинг, который позволяет получать кредиты физическим лицам от физических лиц. То есть в такой системе необходимость в посредниках в виде банков отпадает. Все, что нужно сделать заемщику, — оставить заявку на сайте и дождаться ее подтверждения. В 2014 году работающие по данной схеме Lending Club, Prosper и др., по информации The Wall Street Journal, выдали кредитов на $7 млрд.

По сути, сервисы совместного потребления удовлетворяют уже почти все основные человеческие потребности. Например, в 2014 году во Франции стартовал проект по поиску пассажиров и водителей Blablacar. В его рамках водители ищут попутчиков, а попутчики — водителей. Сервис развивается стремительными темпами в том числе и в России. Причина проста — доехать на "блаблакаре", к примеру, от Москвы до Петербурга можно за 100 рублей, а порой и менее. В конце концов не могли не появиться и гастро–uber. Проекты типа Eatwith позволяют записаться на ужин к местным жителям в 150 городах мира. По информации СМИ, парижский профсоюз рестораторов Synhorcat даже обратился к правительству Франции с требованием ограничить домашние рестораны, поскольку это может способствовать закрытию кафе и бистро.

Наша Раша

В России подобные проекты появлялись позднее. "В нашей стране тогда не хватало качественных сервисов, которые бы помогали людям находить исполнителей под их бытовые задачи. Онлайн существовало лишь несколько досок объявлений и полуагрегаторов — рынок был абсолютно свободен", — вспоминает сооснователь онлайн–сервиса бытовых и бизнес–услуг YouDo.com Денис Кутергин. Этот сервис, запущенный в начале 2012 года, сразу стал рекламировать себя как способ быстро найти исполнителя под любую задачу — повесить полку, настроить компьютер, дать советы по написанию курсовых. Механика работы сервиса проста: заказчик публикует задание, указывает детали и гонорар. Исполнители откликаются на предложения, высылая свои предложения. Заказчику просто остается выбрать лучшее предложение. YouDo.com были пионерами на рынке, поэтому про них много писали и в СМИ, и в социальных сетях. Благодаря широкому отклику к концу 2015 года сервис набрал аудиторию 650 тыс. заказчиков и 60 тыс. исполнителей из Москвы и Петербурга. Средний чек услуг составляет более 2 тыс. рублей, из которых от 5 до 15% сервис забирает себе в виде комиссии.

Сейчас на онлайн–сервисе бытовых услуг YouDo.com обрабатывают около 2 тыс. заказов в день. На уборку приходится 10%, на фриланс — 6 – 8%, на грузоперевозки — 15%. При этом самой популярной услугой в сервисе стали курьерские перевозки. На их долю приходится более 40% заказов. "При этом только за последний год количество заданий в этой сфере выросло более чем в 3 раза", — подчеркивает Денис Кутергин.

Именно курьерская доставка силами курьеров–непрофессионалов стала в России за последние 2 года самым быстрорастущим сегментом краудсорсинговых сервисов.

Идут почтальоны

— Совмещение с работой или учебой! 1000 – 1500 рублей в день! — зазывают на сайте "Пешкариков" работать курьерами. Стать им просто — скачать приложение на телефон, указать свое имя и фамилию и номер для связи. Через минуту приходит код подтверждения. Все — я курьер "Пешкариков". Первый заказ — отвезти косметику из области в город. За коробку весом 1 кг из Гатчины в центр мне заплатят 689 рублей.

Таких курьеров у "Пешкариков" в Москве и Петербурге уже около 9 тыс. человек. "Для большинства это, конечно, приработок. Я буквально сегодня смотрел в системе: за первые 20 дней месяца лучший курьер в Москве заработал 22 тыс. рублей", — рассказывает о моих перспективах создатель сервиса Дмитрий Петров. Единственное условие работы курьера — нужно заранее внести первичный залог за доставку товаров. Чем больше залог, тем более дорогие заказы можно выполнять. В момент доставки сумма на счету курьера замораживается. "А если курьер не доставил товар, мы просто считаем, что он его купил", — говорит о санкциях Дмитрий Петров. Рейтинг курьера при этом может безвозвратно упасть, и заказов он больше не получит. Потом, если доставку оплачивают наличными, курьер забирает деньги себе, а по безналичке — ему переводит сервис.

"Пешкарики" — это изначально "внутренний продукт", созданный для себя, рассказывает Дмитрий Петров. У него с партнерами было несколько интернет–магазинов, которые продавали запчасти для скутеров, сувениры и различную мелочевку: "У нас была проблема с доставкой мелких грузов по городу. Крупные компании–доставщики нас игнорировали — у нас был маленький оборот, и мы были не интересны им". В компании подумывали взять на работу штатного курьера, но он оказался бы невыгодным. Тогда и решили пойти на эксперимент. "Мы на сайте нашего интернет–магазина, внутри него, сделали небольшую систему. Для нее набирали людей по объявлению, заносили их в базу, а потом выдавали заказы. Но было все сделано по старинке — за заказами они приходили к нам в офис, за зарплатой — тоже", — рассказывает Дмитрий. За 3–4 месяца в компании приучили курьеров регистрироваться в сервисе самостоятельно. "И приняли решение: если есть такой большой спрос, то надо входить в эту нишу", — вспоминает Дмитрий Петров.

Сервис "Пешкарики" открылся в конце 2014 года. Момент оказался удачным.

— Прошла череда закрытий на рынке курьерских компаний. Они банкротились, закрывались, магазины оставались без денег и без товара.

— И это удачный момент?

— Да. Курьерский бизнес достаточно низкомаржинальный. Доставка из Петербурга в Москву стоит 200 рублей. В эту сумму нужно уместить обработку заказа на складе, call–центры, телефонию, перемещение груза, обработку в Москве и выдачу.

Курьерские компании жили, по словам Дмитрия, "за счет оборотов", и когда они упали, то фирмы стали закрываться.

Издержки, конечно, есть и у "Пешкариков". Вложения в проект составили около 5 млн рублей. Основные средства уходят на поддержку серверов, наем специалистов и программистов, разработку мобильного приложения. "Работа сервиса — это же огромное количество данных. Мы смотрим местоположение курьера, замораживаем залоги, фиксируем операции, зачисления, уведомляем магазины, отправляем огромное количество эсэмэсок", — рассказывают создатели сервиса. От каждой доставки 15 – 25% — это прибыль самого проекта. То есть с условной доставки на сумму 200 рублей 150 рублей получает курьер, а 50 — "Пешкарики".

Большие и маленькие

Петербургский рынок "Пешкарики" освоили за полгода. Он оказался небольшим. "В Питере обстановка на дорогах попроще — заказчики могут сами довезти то, что им требуется, бухгалтеры ездят, развозят документы сами. А в Москве, чтобы добраться из одной части города в другую, нужно потратить приличное количество времени", — объясняет Дмитрий Петров. По его словам, это видно и на примере доставки товаров между городами: из Москвы в Петербург идет 70% трафика, а обратно — только 30%. Поэтому в Петербурге развитие сервиса шло с усилием, а в Москве он просто взлетел. Благодаря выходу в Москву объемы выросли вдвое: с 2,5 тыс. до 5 тыс. заказов в месяц. Заработок компании составляет 300 тыс. рублей в месяц.

"Кибермаркеты, гипермаркеты, логисты, которые возят внутри города, — они хотят сократить своих курьеров и пользоваться нашей системой. Мы последние полгода буквально отбиваемся от предложений", — говорит Дмитрий.

Другой петербургский сервис по доставке — "Титимити" хочет в будущем стать своеобразным "Авито". Только там можно будет не продавать товары, а заказывать их доставку. В нем зарегистрированы 1 тыс. курьеров и 100 отправителей — в основном небольшие интернет–магазины. Сайт они запускали тоже поначалу "под себя".

Партнер сооснователя сервиса Денис Манило занимается цветочным бизнесом, и ему были нужны курьеры для доставки букетов заказчикам. "Титимити" сейчас не берет никаких комиссий за услуги по доставке. "И не собираемся, — говорит Денис Манило, — мы хотим построить модель работы как на "Авито". Более того, у сервиса нет фиксированной стоимости доставки. Курьер и отправитель могут торговаться и выяснять цену, на которую они договариваются. Основатели сервиса планируют зарабатывать на введении дополнительных платных сервисов (экспресс–доставка) и на рекламе.

Посмотри в глаза

Крупнейший игрок на рынке краудсорсинговой доставки в России — сервис "Достависта". На рынок они вышли раньше конкурентов — сервис запустился в октябре 2012 года и сейчас работает в Москве, Петербурге, Краснодаре и Екатеринбурге. Согласно данным РБК, "Достависта" выполняет 40 тыс. доставок в месяц. В СМИ фигурировала сумма инвестиций 22 млн рублей с момента основания компании.

Другой крупный игрок — московская компания Bringo. Со своими курьерами они знакомятся на личных собеседованиях.

— Мы вначале тоже не проводили никакого инструктажа — человек скачивал приложение, читал пару объяснительных текстов и шел в бой, — рассказывает основатель Bringo Марк Капчиц.

— Почему поменяли мнение?

— Людям важно понимать, что они приходят в существующую компанию, у которой более–менее нормальный офис, что это не шарашкина контора, которая требует от них депозит. Был какой–то порог недоверия, который сейчас снижается, — в день на инструктаж приходит по 150 человек. За 45 минут им рассказывают о принципах работы приложения, объясняют стандарты общения с клиентом и учат разрешать конфликты.

При этом в Bringo изначально надеялись, что их работник будет лояльным, "молодым, продвинутым и близким к технологиям жителем города". Но лояльными оказались далеко не все. Так, одна часть курьеров — это студенты, которые "немного стыдятся того факта, что они курьеры". А вторая крупная часть — люди постарше, у которых "эйфория и планы на будущее отошли назад" и которые видят в Bringo только быстрый способ заработать. Рекордсмены сервиса могут зарабатывать больше 100 тыс. рублей в месяц. "Но эти курьеры строят целые цепочки, несколько доставок везут из одного интернет–магазина десяткам получателей, ежедневно выстраивая маршруты", — рассказывает Марк Капчиц.

Сейчас у компании больше 10 тыс. свободных курьеров, которые выполняют около 1 тыс. доставок в день. Вложения в Bringo за 2 года составили уже около 50 млн рублей. Но пока проект убыточный — для выхода в ноль нужно достичь планки 3 – 4 тыс. доставок в день — на этот рубеж основатели хотят выйти в 2016 году. Штат компании — 50 человек, половина — программисты и разработчики. Основные издержки — это разработка продукта и зарплаты. Средняя стоимость доставки составляет 350 рублей, из которых 19% — это комиссия сервиса. В планах — Петербург, Нижний Новгород, Казань и Новосибирск.

Последняя миля

Краудсорсинговая доставка — это второй крупный после такси рынок в России, который развивается по модели исполнителей–непрофессионалов. Уберизация уже привела к череде банкротств классических таксопарков и переходу их водителей на работу в агрегаторы такси. По словам участников рынка краудсорсинговой доставки, такой сценарий в их отрасли вряд ли повторится.

— Цену на рынке доставки мы еще не снизили, — улыбается Дмитрий Петров из "Пешкариков". Однако, по его словам, мелкие курьерские компании, которые сейчас открываются, сразу же закрываются. В любом случае участники рынка сходятся в том, что крупные игроки останутся. "Ведь такие игроки, как DHL, UPS, BPS, — это колоссальные игроки с огромным ресурсом. Это вам не таксопарк, вряд ли они идентичность потеряют", — считает Марк Капчиц. По мнению Дмитрия Петрова, крупные компании вроде EMS и "Деловых линий" зарабатывают на доставке между городами, и для них краудсорсинговые проекты не являются угрозой. Напротив, у крупных курьерских компаний, доставляющих товары из одного города в другой, всегда есть проблема "последней мили". "Они хорошо умеют работать на магистрали — быстро, эффективно и недорого", — по словам Марка, основные издержки всегда возникают на "первой и последней миле", когда товар нужно довезти на логистический склад или покупателю. По прогнозам Марка Капчица, в ближайшие месяцы количество заказов от таких клиентов внутри Bringo будет составлять до 50% объема.

При этом ничто не мешает создать отдельный краудсорсинговый проект с грузоперевозками. Так, согласно статистике онлайн–сервиса бытовых и бизнес–услуг YouDo.com, почти 15% заказов внутри проекта приходится на грузоперевозки. Средний чек перевозок по городу составляет 3 тыс. рублей, а междугородних — 15 тыс. "Этот сегмент в основном занят клиентами B2B, но именно поэтому в его обороте высокая маржинальность и перспектива для B2C–сегмента. Зачем человеку платить крупному перевозчику и ждать комплектации сборного груза, теряя драгоценное время, если можно быстро и легко отправить свою крупногабаритную посылку с помощью агрегатора в частном порядке?" — рассуждает Денис Кутергин.

Всем агрегатор

Традиционные рынки с каждым годом все больше будут уходить в агрегаторы, уверен сооснователь YouDo.com Денис Кутергин. Тому есть три причины. "Экономия денежных средств заказчика, высокая скорость исполнения заданий, объективный выбор в пользу показателей цена/качество", — говорит он. Создатели YouDo.com в 2016 году планируют запуск новых категорий, в которых заказчики смогут искать исполнителей: репетиторство, уход за животными, помощь автовладельцам в поиске автозапчастей, диагностике неисправностей и покупке машины.

В России, так же как и на Западе, может выстрелить сфера финансов, считают создатели сервисов доставки. "Скажем, будут выдавать краудсорсинговые кредиты. Когда три человека просматривают анкеты заемщиков и суммарно дают ему кредит", — считает Дмитрий Петров. Из крупных российских компаний на подобный рынок пока выходит только Альфа–Банк, презентовавший проект "Поток", в рамках которого клиенты банка могут вложиться в понравившиеся им компании. "Проблема для малого бизнеса № 2 в России — сложно получить кредит. Банкам невыгодно кредитовать малый бизнес", — говорит лидер проекта Никита Абраменко. В "закрытом инвестиционном клубе" клиенты смогут онлайн привлечь деньги в свой бизнес. Заемодавцам предложат оценивать не залог и имущество, а "деловую активность, профиль руководителя и продукт, который компания создает", говорится в презентации на сайте банка. Заемщики смогут рассчитывать на кредиты под 30 – 45% годовых и суммы в размере 1 млн рублей.

Марк Капчиц предлагает обратить внимание на приготовление еды. "Назовем это краудкейтеринг и краудрестораны. Например, есть платформа — я собираюсь в пятницу устроить ужин с китайской кухней. А есть человек, который умеет ее готовить. А третий человек говорит: у меня есть замечательная веранда, где можно поесть", — предполагает он.

— Можно даже фермерам картошку через краудсорсинг продавать, — считает Денис Манило.

— Как вы это себе представляете?

— Есть частники, которые выращивают картошку, и есть люди, которым она нужна. Перенесите рынок, где она продается, в Интернет. Покупатель может договориться о перевозке и привезти картошку оттуда–то туда. И никакие ретейлеры не будут продавать втридорога.
Место для Вашей рекламы!
Новая тема Написать ответ    ГЛАВНАЯ ~ НОВОСТИ ИНТЕРНЕТА

Перейти:  





Генеральный спонсор



Партнеры