АРМАДА
История Xiaomi или почему нельзя сидеть на месте
Новая тема Написать ответ

Miss Content
V.I.P.
Зарегистрирован: 05.03.2010
Сообщений: 7881
Обратиться по нику
# Добавлено:Ср Мар 01, 2017 12:18 pmДобавить в избранноеОтветить с цитатой
Xiaomi — уникальный феномен в мире потребительской электроники и в частности — в сегменте смартфонов. Компания оказала большое влияние на всю индустрию, буквально перевернула ее с ног на голову. Многие подражают знаменитым китайцам: выпускают похожие модели смартфонов, «роняют» цены, используют аналогичную модель продаж. Однако будущее самой Xiaomi сейчас под вопросом. Ее основная особенность стала ее же проблемой. В этой статье я хочу вам рассказать, почему эпоха Xiaomi ушла вместе с 2016 годом и будущее компании — очень туманное.

Китайцы, которые изменили все


Но чтобы понять, почему у компании сейчас все не лучшим образом, нужно вернуться в 2011 год, когда Xiaomi представила смартфон Mi One или Mi1. Отличительной особенностью гаджета стала интересная прошивка на основе Android и относительно низкая цена. Примечательно, что именно с прошивки MIUI началась история Xiaomi как стартапа. Компания разрабатывала эту оболочку для остальных смартфонов и планшетов под управлением Android, но потом решила выпустить собственный гаджет.



Так как Xiaomi была небольшой компанией, то руководство разработало новую модель распространения своих телефонов. Она не предусматривала никаких розничных магазинов и больших вложений в рекламу и раскрутку бренда. Китайцы полагались на продажи через собственный интернет-магазин и социальный маркетинг — так называемое «сарафанное радио», которое бы само разнесло вести о новых крутых смартфонах по низким ценам. Так и получилось.

В итоге за 4 года компании удалось вырасти из небольшого стартапа в крупнейшего производителя смартфонов на родном рынке — в Китае. По продажам Xiaomi обошла Samsung, Apple, Huawei и других конкурентов в Поднебесной. При всем этом «Шаоми» оставалась частной компанией — по-факту стартапом, который не публиковал свои акции и точную информацию о стоимости. На конец 2014 года оценочная стоимость «стартапа» составляла $46 млрд. Для сравнения, замученную и измотанную Nokia продали во владение Microsoft всего за какие-то $7,2 млрд.



Основатель компании Лэй Цзюнь (Lei Jun) стал одним из богатейших людей Китая. По состоянию на начало 2017 года Цзюнь занимает 12 место в рейтинге самых богатых людей Поднебесной по версии Forbes. Быстрорастущий производитель смартфонов и другой электроники привлек главу подразделения Android в Google — Хьюго Барра (Hugo Barra). Последний в последствии покинет Xiaomi, но только спустя 4 года работы в Китае.

Первые «тревожные звоночки»

Как уже говорилось, изначально Xiaomi сделала ставку на продажу относительно качественных и дешевых смартфонов почти по себестоимости. Таким образом, компания привлекла к себе покупателей и создала своеобразный культ. После выпуска своих первых смартфонов руководство Xiaomi определилось с моделью заработка: продажа телефонов по себестоимости и получение прибыли из предустановленных сервисов в прошивку MIUI.

С помощью так называемых флэш-сейлов (быстрых распродаж) в собственном магазине или на других площадках Xiaomi удалось снизить расходы на содержание товара. Расходы на рекламу не предполагались. Основной идеей было создавать такие смартфоны, которые бы продавались без рекламы и без розничных магазинов. «Сарафанное радио» социальных сетей и на разных порталах приносило свои плоды.



В 2012 году компания продала 7,19 млн смартфонов, а в 2013-м — 18,7 млн. Под конец 2014 года казалось, что рост Xiaomi не остановить — было реализовано 61,12 млн гаджетов. Однако в конце 2015-го китайцы разочаровали своих инвесторов, продав «всего» 70 млн смартфонов вместо 100 млн ожидаемых. Темпы роста сильно сократились. По завершению 2016 года руководство вовсе отказалось публиковать данные о количестве проданных устройств. Глава компании признал, что его детище росло слишком быстро, и сейчас этот процесс прекратился. При всех этих огромных цифрах продаж не стоит забывать слова Хьюго Барра: «Мы могли бы продать 10 млрд смартфонов и не заработать на них ни копейки».



2016-й год не принес ничего хорошего. В первом квартале Xiaomi упала на третье место в рейтинге производителей смартфонов Китая, потеряв в доле 9%. А во втором квартале падение составило 38% — компанию сместили на четвертое место. Первые три строчки оккупировали Huawei, Oppo и Vivo. Что пошло не так?

Заложники собственной уникальности

Чтобы понять основную проблему Xiaomi, нужно вернуться к тому, что сделало эту компанию уникальной. Напомним, основным достижением Xiaomi стал выпуск действительно хороших телефонов по низкой цене. Однако уже в 2015 году этому «искусству» научились почти все конкуренты в лице OnePlus, Meizu, LeEco, бренда Honor от Huawei и других. Все они успешно скопировали модель распространения и подачи продукции. И телефоны Xiaomi мало чем отличаются от устройств компаний, которые ее копируют. Все потому, что «Шяоми» не инвестировала в развитие своего бренда или уникальные функции гаджетов. Их единственным отличием является прошивка, но для конечного потребителя это не так важно.

Итак, одна из причин — другие компании научились «быть как Xiaomi». Другая причина всех проблем «Шаоми» тоже заложена глубоко в ДНК этого производителя. Целью этих китайцев было сделать телефоны как можно дешевле, чтобы продавать их в большом количестве. Однако даже родной рынок компании — Китай — прекратил расти. Объемы продаваемых в Поднебесной смартфонов больше не увеличиваются огромными темпами, а вот средняя цена реализуемого телефона выросла с $200 в 2013 году до $250 в 2015-м. И продолжает расти. Многие покупатели, для которых Xiaomi стал первым умным телефоном, со временем приходят в розничный магазин, чтобы выбрать что-то лучше, привлекательнее, премиальнее и дороже. Конечно, Xiaomi — не из числа таких устройств.

Пока Xiaomi тратила все силы, чтобы сделать свою продукцию дешевле, другие производители улучшали восприятие своей марки. Стоит только вспомнить Huawei. Еще 3 года назад мало кто мог подумать, что Huawei станет премиум-брендом. Сейчас это уже не обсуждается. Под конец 2016 года Huawei выпустила совместный смартфон под брендом Porsche Design, что только подтвердило авторитет компании.

До недавнего времени у Xiaomi не было собственной розницы и по факту ее до сих пор нет за пределами Китая и Индии. Попытки создать нечто вроде своей сети магазинов в России и других странах вряд ли увенчаются успехом. С ритейлерами у компании тоже не получается договориться. Именно поэтому Xiaomi все еще не может нормально выйти на рынок США.

Кроме того, Xiaomi находится под давлением ожиданий своей основной аудитории. Люди хотят дешевых и качественных смартфонов, а не дорогих и премиальных. И когда российские покупатели видят в официальных магазинах почти в два раза бо́льшие цены, то очевидно, что они либо закажут аппарат на AliExpress, либо за такие деньги купят что-то другое.

Надежды на будущее

Родной рынок Xiaomi — Китай — замедлился и больше не приносит роста, поэтому единственный выход для компании — активная экспансия в других странах. И тут стоит вспомнить про Хьюго Барра, который совсем недавно покинул амбициозную корпорацию. Именно этот выходец из Google отвечал в Xiaomi за развитие компании на новых рынках — в Европе, Южной и Северной Америке и на территории СНГ. И сейчас, когда для Xiaomi очень важно закрепиться за пределами Китая и Индии, важный топ-менеджер вернулся обратно в Силиконовую долину. Как это скажется на развитии «китайского чуда» — сейчас сказать сложно, но потеря таких важных кадров определенно даст свой эффект.



Два самых важных направления для Xiaomi сейчас — это Индия и Бразилия. Две эти страны очень похожи на Китай (образца примерно 2011 года) с точки зрения структуры потребления. Поэтому модель распространения дешевой техники может сработать на этих рынках. Однако в какой-то момент и там наступит застой — повторится китайская история.

Еще «Шаоми» пытается консолидировать свой бизнес, то есть выпускать не только смартфоны, но и другую технику. За прошедший 2016 год компания выдвинула свой бренд в сразу нескольких новых категориях товаров: ноутбуки, бытовая техника, дроны, сегвеи и гироскутеры. Однако по оценках многих аналитиков, все это не сильно помогает китайцам расти — около 90% прибыли все еще генерируют смартфоны.

Xiaomi все еще не хочет сделать свой бренд мировым, так как в рекламу не вкладываются деньги, а жалкие попытки выпустить нечто вроде премиального продукта не заходят дальше ограниченного тиража с сомнительным качеством (Xiaomi Mi MIX).

Можно точно сказать, что в ближайшем будущем Xiaomi никуда не пропадет. Производитель разросся до огромных масштабов и замедление роста не убьет его в одночасье. Однако факт в том, что компания теряет свой шарм, а ее индивидуальность не сильно помогает в долгосрочной перспективе. В ближайшем будущем Xiaomi нужно сделать выбор — оставаться верной своим идеалам бюджетного сегмента или расти дальше, но для этого уже может быть поздно.
Место для Вашей рекламы!
Новая тема Написать ответ    ГЛАВНАЯ ~ НОВОСТИ ИНТЕРНЕТА

Перейти:  





Генеральный спонсор



Партнеры